2009-02-17

«Ментальные карты — инновационный способ мышления»

Был на семинаре «Ментальные карты — инновационный способ мышления». Попробовал записать видео.

Было два доклада, первый — условно методологический, на базе старой классической книги Tony Buzan «The Mindmap Book», в русском переводе — «Супермышление». Да, эти книги можно найти в электронном виде, более того, рекомендую читать русскую версию, чтобы не тратить время на «воду» и фантазии, которых там много, но параллельно держать открытой английскую версию — там цветные картинки, их можно рассматривать (в русской версии картинки или убили, или перевели на русский/черно-белый).

Второй — классический сейл-доклад по продукту Mindmanager (лично мне интересно, откуда на презентациях продажах взялась мода «белая рубашка с красным галстуком?»). Ну в рамках этого жанра никаких претензий быть не может, единственное обращение к читателям — не стоит доверять в этой презентации информации о продуктах-конкурентах. А так, докладчик полтора часа демонстрировал все возможности майндменеджера, от майдмаппинг-средства (каким я его помню лет пять назад, когда еще пользовался нелегальным софтом), выросшим до монстра/над-офисного продукта, рулящего всем M$офисным набором для порождения из своих структур, которые уже совсем не похожи на классические майндмапы документов, таблиц, планов проектов и т.п.

К сожалению, я был несколько в рассеянном и замученном состоянии (например, я даже забыл там блок питания/зарядник с аккумулятором к камере), и опоздал на начало первого доклада (добираться, к сожалению, пришлось в несколько отдаленное место). Видео можно посмотреть в вебе или скачать в оригинальном качестве. Итак, видео.

Часть 1.

Часть 2.


У меня было множество вопросов к специалистам, например:

  • Какой тип майндмапов — компьютерный или ручной победил? Вернее так, окончательно ли компьютерные майдмапы победили ручные? Конечно, компьютерные майдмапы и reusable, и рефакторинг можно делать, и хранить и пересылать, учитывать, но с другой стороны мне попадались люди/статьи, утверждающие, что ТруѢ Майдмапы могут быть только ручными, нарисованными разноцветными ручками-фломастерами, задействующими мелкую моторику, правое полушарие и чувство прекрасного, а компьютерные — это те же унылые списки с буллетами, вид сбоку.
  • Насколько полезна графика на карте? Ответ «Да, полезна», уже не принимается — ибо графика обладает очевидным побочным «шумовым» эффектом. Например, мне сейчас смотреть на корявые ручные майндмапы из классической «The Mindmap Book» физически больно, как разбирать каракули и примитивные рисунки умственно отсталых. С другой стороны — без графики совсем уныло. Причем ручная/корявая графика давит «передачу знаний», но улучшает «личное запоминание». Стандартные клипарты удобны и возможно красивы, но тут они уже по сути являются символами, т.е. правое полушарие опять вне игры. Ну и всякие мелочи — насколько важна трехмерность/выпуклость и почему (есть ли новые исследования этого тысячелетия, без отсылки к старым фантазиям братьев Бьюзенов). Полезна ли сетка (клеточки) на листе?
  • Презентации в виде майдмапов. Хорошо или плохо? С одной стороны, это конечно удобно выступающему — набросал майндмап, и ползай по нему во время презентации — не надо тратить время на слайды, легко переиграть последовательность/адаптироваться к аудитории. Но с другой стороны, это разрушает принципы эффективной презентации — следование структуре, четкое последовательное изложение, ограниченность смысловых блоков (Short Term Memory Limit теперь равняется вообще равняется четырем). Сколько я видел майдмап-презентаций — все они выглядели достаточно сырыми, много времени уходило на ползание по карте, слушатель видел кучу лишнего шума, и в неверном порядке. Даже у Бьюзена в Mindmap-буке, указано, что для передачи информации нужна линеаризация майдмапа (в виде статьи, презентации), а передача информации через майндмапы особо эффективна только при совместном его составлении.
  • В чем собственно преимущество майнмапов, над диаграммами общего вида? Даже если не брать сложные, методологически нагруженные диаграммы («UML» и т.п.), просто в сравнении с Concept Maps и т.п?
  • Вопросы по построению майдмапов:
    • Можно ли «класть» на ветку словосочетание, не разбивая его на слова? (Актуально для русского языка, ибо в английском не приходится менять словоформы, а в русском будут проблемы).
    • Какой текущий баланс при составлении иерархий? Раньше ориентировались на принцип «7±2», потом на «5±2», сейчас говорят о «Short Term Memory Limit = 4».
    • Что делать с дублированием понятий на разных ветках? Дублировать или делать только ссылки, выделять ли основное место от дублей форматированием?
Но так как был совершенно невменяем, даже озвучить эти вопросы не сумел. Хотя после размышления над увиденным, по большинству вопросов я к определенному мнению пришел. Наверное, сделаю свой собственный лунапарк свою собственную презентацию на тему майндмапов.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

"передача информации через майндмапы особо эффективна только при совместном его составлении. " вот вот. я использую NodeMind http://www.nodemind.ua/rus/ . Там есть и карты и линейная структура. К тому же позвонляет шифровать информацию. Легко и быстро рисовать. Нет "навязчивого и тяжелого интерфейса".