Было два доклада, первый — условно методологический, на базе старой классической книги Tony Buzan «The Mindmap Book», в русском переводе — «Супермышление». Да, эти книги можно найти в электронном виде, более того, рекомендую читать русскую версию, чтобы не тратить время на «воду» и фантазии, которых там много, но параллельно держать открытой английскую версию — там цветные картинки, их можно рассматривать (в русской версии картинки или убили, или перевели на русский/черно-белый).
Второй — классический сейл-доклад по продукту Mindmanager (лично мне интересно, откуда на презентациях продажах взялась мода «белая рубашка с красным галстуком?»). Ну в рамках этого жанра никаких претензий быть не может, единственное обращение к читателям — не стоит доверять в этой презентации информации о продуктах-конкурентах. А так, докладчик полтора часа демонстрировал все возможности майндменеджера, от майдмаппинг-средства (каким я его помню лет пять назад, когда еще пользовался нелегальным софтом), выросшим до монстра/над-офисного продукта, рулящего всем M$офисным набором для порождения из своих структур, которые уже совсем не похожи на классические майндмапы документов, таблиц, планов проектов и т.п.
К сожалению, я был несколько в рассеянном и замученном состоянии (например, я даже забыл там блок питания/зарядник с аккумулятором к камере), и опоздал на начало первого доклада (добираться, к сожалению, пришлось в несколько отдаленное место). Видео можно посмотреть в вебе или скачать в оригинальном качестве. Итак, видео.
Часть 1.
Часть 2.
У меня было множество вопросов к специалистам, например:
- Какой тип майндмапов — компьютерный или ручной победил? Вернее так, окончательно ли компьютерные майдмапы победили ручные? Конечно, компьютерные майдмапы и reusable, и рефакторинг можно делать, и хранить и пересылать, учитывать, но с другой стороны мне попадались люди/статьи, утверждающие, что ТруѢ Майдмапы могут быть только ручными, нарисованными разноцветными ручками-фломастерами, задействующими мелкую моторику, правое полушарие и чувство прекрасного, а компьютерные — это те же унылые списки с буллетами, вид сбоку.
- Насколько полезна графика на карте? Ответ «Да, полезна», уже не принимается — ибо графика обладает очевидным побочным «шумовым» эффектом. Например, мне сейчас смотреть на корявые ручные майндмапы из классической «The Mindmap Book» физически больно, как разбирать каракули и примитивные рисунки умственно отсталых. С другой стороны — без графики совсем уныло. Причем ручная/корявая графика давит «передачу знаний», но улучшает «личное запоминание». Стандартные клипарты удобны и возможно красивы, но тут они уже по сути являются символами, т.е. правое полушарие опять вне игры. Ну и всякие мелочи — насколько важна трехмерность/выпуклость и почему (есть ли новые исследования этого тысячелетия, без отсылки к старым фантазиям братьев Бьюзенов). Полезна ли сетка (клеточки) на листе?
- Презентации в виде майдмапов. Хорошо или плохо? С одной стороны, это конечно удобно выступающему — набросал майндмап, и ползай по нему во время презентации — не надо тратить время на слайды, легко переиграть последовательность/адаптироваться к аудитории. Но с другой стороны, это разрушает принципы эффективной презентации — следование структуре, четкое последовательное изложение, ограниченность смысловых блоков (Short Term Memory Limit теперь равняется вообще равняется четырем). Сколько я видел майдмап-презентаций — все они выглядели достаточно сырыми, много времени уходило на ползание по карте, слушатель видел кучу лишнего шума, и в неверном порядке. Даже у Бьюзена в Mindmap-буке, указано, что для передачи информации нужна линеаризация майдмапа (в виде статьи, презентации), а передача информации через майндмапы особо эффективна только при совместном его составлении.
- В чем собственно преимущество майнмапов, над диаграммами общего вида? Даже если не брать сложные, методологически нагруженные диаграммы («UML» и т.п.), просто в сравнении с Concept Maps и т.п?
- Вопросы по построению майдмапов:
- Можно ли «класть» на ветку словосочетание, не разбивая его на слова? (Актуально для русского языка, ибо в английском не приходится менять словоформы, а в русском будут проблемы).
- Какой текущий баланс при составлении иерархий? Раньше ориентировались на принцип «7±2», потом на «5±2», сейчас говорят о «Short Term Memory Limit = 4».
- Что делать с дублированием понятий на разных ветках? Дублировать или делать только ссылки, выделять ли основное место от дублей форматированием?
1 комментарий:
"передача информации через майндмапы особо эффективна только при совместном его составлении. " вот вот. я использую NodeMind http://www.nodemind.ua/rus/ . Там есть и карты и линейная структура. К тому же позвонляет шифровать информацию. Легко и быстро рисовать. Нет "навязчивого и тяжелого интерфейса".
Отправить комментарий