Но здесь редкий случай — и овцы сыты и волки целы. Практически удалось сохранить сюжет и персонажей, и более того, киношными средствами выразить заложенные, но не проявленные до конца в исходной книге идеи и образы. Получился заслуженный шедевр, за который Хайнлайну не было бы стыдно. Вообще, при сравнении фильма с оригинальной «Звездной пехотой» Хайнлайна, надо понимать, что изначально книга писалась для публикации в детской серии НФ-журнала, с очень чётким форматом, и «резкие» идеи там сильно приглушены. Хотя, стоит заметить, что окончательную цензуру детской серии книга не прошла, и начиная с неё Хайнлайн сменил издателя и окончил свой «детский» период образовательной фантастики для юношества. Но идеи социального дарвинизма, организуемого государством (ну да, читай «фашизма») составляют практически основную мысль книги, хоть и разбавлены соображениями о ТТХ и тактике вооружённых сил будущего.
Да, любому, кто читал книгу, в первую очередь бросается бредовость концепции «Мобильной пехоты» в фильме. У Хайнлайна «пехота» называлась так исключительно условно, как наследница наиболее ограниченных по мощности и специализированных для локальных ударов войск. На самом деле, солдаты там управляли мощными, в тонну с лишним весом, бронескафандрами с ракетной тягой и усилением движений, свободно летали, нанося ракетно-ядерные удары и при зачистке поверхности каждый контролировал не меньше десяти квадратных километров (интервал в цепи – несколько километров). Что, кто-то сказал «меха» и «гандамы»? Возьмите приз. Да, японская анимация не могла пройти мимо оригинального произведения, еще в 1988 году было снято 6 OAV эпизодов «Звездного десанта/Uchu no Senshi» с настоящими летающими бронескафандрами (лично не смотрел, видел только скриншоты). Автор долго объяснял в книге существование этих войск концепцией «политики контролируемого насилия», ведь уже тогда, в 1959, было понятно, что в тотальной войне будет рулить только стратегическое оружие. По сути, «мобильные пехотинцы» Хайнлайна соответствовали пилотам штурмовиков WWII (структура боевых действий — редкие боевые вылеты), да и по поведению тоже — например, джентльменское отношение к женщинам.
Режиссер Поль Верховен и сценарист Эд Ньюмейер решили сразу выкинуть все претензии на научно-фантастичность, чтобы сконцентрироваться на эстетике фашизма, милитаризма, тотальной расовой войны и тоталитарной пропаганды. Выкинули они действительно жёстко. Зритель без образования или без НФ-претензий (или того и другого одновременно), отлично посмотрит фильм под пиво или попкорн, а если у него к тому же неустойчива психика — может даже зайдет в свой военкомат, где его ждут не дождутся пару лет. Но если зритель будет думающий, то для того чтобы он сконцентрировался на «скромном обаянии фашизма», а не думал на тему «должен ли быть грохот в космосе и кафедра вакуумной акустики в МФТИ» (см. «Звездные войны»), с самого начала его бьют по мозгам безумными кадрами «прицельных бомбардировок метеоритами с другого конца Галактики через сотню световых лет», причём метеорит, как показано в кадре столкновения с космическим кораблём, летит со скоростью метров 30 в секунду. Для уничтожения планеты с жуками на неё высаживают пару сотен тысяч пехотинцев с патронными автоматами, действующими на жуков не более, чем пейнтбольный маркер на человека, но зато с практически неограниченным боезапасом. Все это сопровождается телепередачей в прямом эфире (ну ладно, в это поверим, передатчик был «на спутанных квантах»). «Учёные» из телепередачи сомневаются в наличие разума у существ, освоивших межзвёздные перелёты. И т.п.
Все это для того, что бы думающий зритель плюнул на НФ, ну пусть «космические корабли бороздят...» и присмотрелся к социуму и картинке. Тут интересно. В экстраполированном социуме царит жёсткий отбор: «гражданство» (а не отдельное право «голосовать и заниматься политикой») даётся Федеральной (военной) Службой, на заведение ребёнка требуется лицензия (её тоже проще получить после Федеральной Службы), равноправие полов — девушки играют в дикой версии американского футбола, служат в армии (ну после Израиля не удивить), живут в общих казармах с парнями, и даже (для тех, кто совсем в танке) моются в общем душе. Военная форма — просто привет от Рейха: контрразведчики в кожаных плащах и фуражках, пилоты в «флотской униформе», да и у мобильной пехоты время от времени ощущение, что края касок загибаются... Соответствуют моменту и приветствия (зиги), и эмблемы. Рас только две (у Хайнлайна минимум три), война тотальная, насмерть бьются иерархия насекомых и не менее тоталитарная иерархия Человейника, где мозги промывают Федеральным Телеканалом. Телеканалы отлично получились у Верховена и Ньюмейера ещё в незабвенном «Робокопе», где был тоже тоталитаризм, только корпоративный. Здесь не хуже: «цинизм и убивающая простота» веселят чёрным юмором. Кстати, если присмотреться к первой в фильме «телепередаче», понимаешь, что первыми на территорию жуков-инсектоидов-арахнидов вторглись люди (поселение мормонов), а остальное было последствием ассиметричного ответа.
Понравились словесные находки: контразведка называется «Игры и Теория», куда интересней чем «Intellegence service», и уж не сравнить с дуболомскими КГБ, ГРУ. Немедленно вспоминаются Министерства «Правды» и «Мира» из Оруэлла.
Закончу цитатой из «телепередач» в фильме: «Хотите узнать больше?» — смотрите фильм!
Комментариев нет:
Отправить комментарий